Отчет
по учебной практике:
практике по получению
первичных профессиональных умений и навыков по «Геологии»
студентов 1
курса направления 05.03.02. «география»
Института экологии и устойчивого
развития ДГУ за 2018 год.
Руководитель: Магомедова
А.А.,
доцент кафедры рекреационной географии и устойчивого развития,
к. б. н., доцент.
Организация, объем и содержание учебной практики
Учебная практика по
«геологии» входит в обязательный раздел общей профессиональной образовательной
программы бакалавриат по направлению 05.03.02 -«география» и представляет собой
вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на
профессионально-практическую подготовку обучающихся и реализуется в Институте
экологии и устойчивого развития кафедрой рекреационной географии и устойчивого
развития.
Необходимым условием подготовки
специалистов высокой квалификации является рациональное сочетание
теоретического обучения и приобретения практических навыков. В этом отношении
учебная геологическая практика должна рассматриваться как важнейший этап во
всем учебном процессе по подготовке высококвалифицированных географов в соответствии с современными требованиями.
Основным содержанием учебной практики является
приобретение практических навыков: использования
технических и программных комплексов подразделения; выполнения основных функций
в соответствии с выполняемой работой; а также выполнение индивидуального
задания для более глубокого изучения какого-либо вопроса профессиональной
деятельности.
Общая трудоемкость - 36
часов. Проведение практики предусмотрено в 2-м семестре (по завершении
лекционного курса «Геология»).
Логическая
и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Геология» с другими
частями ОПОП определяется совокупностью общепрофессиональных компетенций, получаемых
студентами в результате ее освоения. Содержание программы практики базируется
на знаниях, полученных при изучении курсов геологии, введения в географию,
математики, физики, химии и раскрывает фундаментальные представления о составе,
строении и динамики развития земной коры.
Для географии
изучение основ геологии имеет исключительно важное и многоаспектное
значение. Практика по геологии является необходимым логическим продолжением и
важным этапом по закреплению и углублению полученных студентами теоретических знаний
и методических навыков полевой работы и подготовке к последующим самостоятельным
исследованиям.
Учебная геологическая практика относится к практике экскурсионного
типа, она имеет своей целью знакомящая студентов с геологическими процессами и
разновозрастными отложениями горных пород в окрестностях лагеря «Надежда» в
Каякентском районе.
Практику в целом следует рассматривать как лабораторные занятия по
общей геологии, вынесенные в полевые условия. Кроме того, она преследует цель
привития студентам первых навыков проведения геологических наблюдений,
выполнения геологических маршрутов, описания геологических объектов,
организации работы и быта в полевых условиях, привития бережного отношения к
природе.
При проведении
геологической практики студенты знакомятся и владеют основной методикой
проведения полевых маршрутов, ведение первичной документации (полевой дневник);
приобретение навыков полевых наблюдений и описание отдельных обнажений с
составлением стратиграфической колонки геологического разреза; умение работать
с геологической картой; изучение минералов и горных пород в полевых условиях
(определение, описание, выяснение состава и генезиса); усвоение правило отбора
образцов; оформление коллекции; обучение приемам работы с горным компасом и
изучение деформаций горных пород; анализ выявленных геологических отрезков и
палеогеографические реконструкции; развитие геолого-географического мышления,
умение выявлять и анализировать взаимосвязи, как между отдельными компонентами
природы, так и между природой и хозяйственной деятельностью человека; привитие
студентам навыков исследовательской работы.
Результаты прохождения учебной практики являются необходимыми и
предшествующими для дальнейшего прохождения преддипломной практики и выполнения
выпускной квалификационной работы.
Место и сроки проведения практики:
Учебная практика по «Геологии» для студентов, обучающихся по направлению 05.03.02 – «география» реализовалась
выездным способом и проводилась в Каякентском районе (в лагере «Надежда») на основе договора, с 04.06.2018 по 10.06.2018 г. Количество студентов
– 20 человек.
Целями учебной практики по геологии являются закрепление и углубление
теоретических знаний приобретенных студентами при изучении курса «Геология»,
приобретение студентами практических навыков работы с геологическими приборами и профессиональных компетенций при подготовке
специалистов по направлению «география».
Задачами учебной практики по «геологии» являются:
Ø овладение
методикой проведения полевых маршрутов,
Ø ведение первичной документации (полевой
дневник);
Ø приобретение
навыков полевых наблюдений и описание отдельных обнажений с составлением
стратиграфической колонки геологического разреза;
Ø ознакомление
с геоморфологией, стратиграфией и тектоникой района практики;
Ø умение
работать с геологической картой;
Ø изучение
минералов и горных пород в полевых условиях (определение, описание, выяснение
состава и генезиса);
Ø оформление
коллекции;
Ø обучение
приемам работы с горным компасом и изучение деформаций горных пород;
Ø анализ
выявленных геологических отрезков и палеогеографические реконструкции;
Ø развитие
геолого-географического мышления, умение выявлять и анализировать взаимосвязи,
как между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной
деятельностью человека;
Ø привитие
студентам навыков исследовательской работы.
Кроме того, учебная геологическая практика должна привить студенту
уважение к труду, раскрыть значение геологических исследований как средства
обеспечения минерально-сырьевой базы страны.
Одной из задач практики является подготовка студентов к жизни в
полевых условиях, приобретение навыков, обеспечивающих безопасность труда,
сохранение и укрепление здоровья, организацию труда и быта в полевых условиях.
Главной
задачей учебной геологической практики является обучение студентов приемам и
методам полевых геологических исследований и выработке навыков анализа полевых
геологических материалов.
Основные виды
современных образовательных технологий, использованные при проведении
гидрологической практики: развивающее и проблемное обучение, коллективная система обучения,
исследовательские методы в обучении, обучение в сотрудничестве. В ходе
реализации программы практики были проведены вводные лекции, обзорные экскурсии
с преподавателями, обучение использованию приборов и инструментов в полевых
условиях, самостоятельные маршруты и исследования, самостоятельная обработка
полевых материалов с помощью ПК, самостоятельная работа с литературными
источниками. В процессе практики использовались геоинформационные технологии,
компьютерные технологии обработки и анализа данных.
Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для
проведения практики.
а) Основная литература:
1.
Короновский, Николай Владимирович. Геология : учеб. для вузов /
Короновский, Николай Владимирович ; Н.А.Ясаманов. - 2-е изд., стер. - М. :
Академия, 2014, 2012, 2011, 2005. - 446 с. - (Высшее профессиональное
образование). - Допущено УМО. - ISBN 5-7695-1968-1 : 220-00.
2.
Практическое руководство по общей геологии : учеб. пособие для студентов вузов,
обуч. по специальности 011100 "Геология" / [А.И.Гущин,
М.А.Романовская, А.Н.Стафеев, В.Г.Талицкий]; под ред. Н.В.Короновского. - 2-е
изд., стер. - М. : Академия, 2012, 2011, 2007. - 157,[1] с. - (Высшее
профессиональное образование. Естественные науки). - Допущено УМО. - ISBN
978-5-7695-4555-9 : 135-41.
3.
Короновский, Николай Владимирович. Общая геология : [учебник для студ.
образоват. учреждений высш. проф. образования] / Короновский, Николай
Владимирович. - М . : Академия, 2011. - 919-71.
б) Дополнительная литература:
1.
Карлович,
Игорь Анатольевич. Геология : учеб. пособие для вузов: [для естеств.-геогр.
специальностей] / Карлович, Игорь Анатольевич. - М. : Акад. Проект: Трикста,
2005, 2004. - 702,[1] c. ; 21 см. - (Gaudemus). - ISBN 5-8291-0572-1 : 130-00.
Местонахождение: Научная библиотека ДГУ
2.
Милютин,
Анатолий Григорьевич. Геология : учеб. для вузов: [по направлениям
"Технология геолог. разведки" и "Горное дело"] / Милютин,
Анатолий Григорьевич. - М. : Высшая школа, 2004. - 412,[1] с. - ISBN
5-06-004531-5 : 350-00. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ
3.
Геологический
словарь : В 2-х т. Т. 1 : А-М / Гл. ред.: акад.К.Н.Паффенгольц; Ред. коллегия:
Т.Н.Алихова. - 2-е изд., перераб. - М. : Недра, 1973. - 486 с. Местонахождение:
Научная библиотека ДГУ
в) программное обеспечение и
Интернет-ресурсы
1.
1. eLIBRARY.RU
[Электронный ресурс]: электронная библиотека / Науч. электрон. б-ка. –– Москва,
1999 – . Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
3.
Образовательный сервер ДГУ http://edu.dgu.ru. Учебные курсы по «Геологии», размещенные на
платформе Moodle ДГУ(edudgu@mail.ru) и на
образовательном блоге ДГУ (geologdgu.blogspot.com)
Содержание практики: Учебная практика состояла
из трех этапов
Этапы проведения практик
|
Виды учебных работ по практике
|
1.
Подготовительный этап
|
ü ознакомление с
программой практики и техникой безопасности при проведении полевых
исследований
ü инструктаж о
порядке прохождения практики
ü ознакомление с
требованиями к составлению дневника и отчета практики
ü подбор
картографических и литературных источников по району исследования
ü проверка
приборов и знакомство с методикой работы с ними (производство нивелирных
проверок и изучение устройств)
ü получение
индивидуального задания на практику и распределение заданий по бригадам
|
2.
Полевой этап
|
ü
Выезд на полигон, рекогносцировка и осмотр
местности, закрепление точек для проведения наблюдений
ü
знакомство с геологическим строением
района исследования
ü
изучение современных геологических
явлений и процессов
ü
Обработка результатов полевых наблюдений
|
3. Камеральный
этап.
|
ü
обработка материалов по результатам полевых
исследований
ü
заполнение полевых дневников
ü
подготовка отчета по практике
|
1 этап: Подготовительный
этап практики
На
первом этапе осуществляется
подготовка к практике. Проводится инструктаж
по охране труда и правилам безопасного проведения учебных геологических практик
с оформлением соответствующих документов.
Студентов
ознакомливают с программой практики, с целями, задачами, содержанием практики,
условиями ее проведения в районе практики. Осуществляется подбор
картографических и литературных источников по району исследования.
Проводится
проверка и изучение приборов и знакомство с методикой работы с ними, составляют
план полевых работ, с определением места проведения стационарных наблюдений.
2 этап: Полевой этап практики
На
втором этапе практики проводятся полевые
исследования на местах стационарных наблюдений - экскурсии по окрестностям лагеря «Надежда» с описанием обнажений, геологических
явлений и процессов. В течение полевого
этапа студенты работают в поле ежедневно, а вечером занимаются обработкой
материалов и заполнением дневников.
Во время экскурсий преподаватель знакомит студентов с
физико-географической характеристикой Каякентского района, современными геологическими
процессами и их ролью в преобразовании строения земной поверхности и верхней
части земной коры, с типами рельефа, как результатом взаимодействия экзогенных
и эндогенных геологических факторов, с общими чертами геологического строения
района, с месторождениями полезных ископаемых, с минералами и горными породами.
Знакомя студентов с геологическим строением района, необходимо делать упор на
более яркие и узловые элементы геологии, иллюстрирующие сущность, динамику и
развитие во времени и пространстве геологических процессов. Попутно
составляется эталонная коллекция (как по типам пород, так и по конкретным
стратиграфическим подразделениям и интрузивным комплексам).
В экскурсионный этап, особенно в начале его, рекомендуется после
демонстрации и объяснения какого-либо природного объекта диктовать студентам
его описание и делать образцовые его зарисовки с целью выработки у студентов
общепринятых, в какой-то степени стандартных приемов полевой работы.
Рекомендуется также ежедневно подводить итоги маршрутов, обсудив, а затем
записав (лучше также под диктовку) его результаты с привлечением дополнительных
сведений по физико-географической характеристике района, геологии и отдельным
геологическим процессам. В этот же период необходимо закрепить у студентов
умение пользоваться компасом и топографической картой.
Каждая экскурсия или самостоятельный маршрут сопровождается
ведением дневника наблюдений, который будет являться основным документом,
необходимым при оформлении отчёта по практике. Дневник наблюдений ведётся в
свободной форме, но с соблюдением некоторых общих правил.
Дневник практики - индивидуальный
документ. В него вносятся данные, полученные в процессе работы, а также
рисунки, фотографии, схемы. Записи в дневнике ведутся ежедневно на всем
протяжении практики. Дневник должен иметь титульный лист, содержащий сведения
об авторе.
Правила ведения дневника
Запись (документация) наблюдений в каждом маршруте начинается с
обозначения даты, номера маршрута и привязки.
Пример:
08.06.2018 г. Маршрут № 1. От устья р.
Гамриозень вверх вдоль правого борта её долины.
Цель маршрута: Изучение
особенностей геологического строения, форм рельефа и картин ландшафта долины
реки.
Места и объекты наблюдений (обнажения коренных и рыхлых горных
пород, примечательные формы рельефа и т. д.) – нумеруются и каждая последующая
точка привязывается к предыдущей по положению на рельефе, расстоянию и азимуту.
Например: т. н.4.
Находится в 250 м от т. н.3 вверх по течению р. Гамриозень в нижней части
правого борта долины.
На точке в коренных выходах наблюдаются…
Далее следует описание объекта.
При описании обнажений горных пород следует указать, какие именно
горные породы обнажаются и как они (их геологические тела – пласты для
осадочных пород) залегают в пространстве с указанием элементов залегания и по
отношению друг к другу – согласное, с размывом или с угловым несогласием
залегание пластов осадочных горных пород.
При описании самих горных пород последовательно указываются
следующие их признаки: цвет, текстура, структура, состав, название.
В процессе проведения основных видов работ студенты должны освоить
перечисленные ниже операции, приемы и методы полевых геологических
исследований:
ориентирование на местности; работа с горным компасом;
документация обнажений: привязка, описание и зарисовка, отбор образцов; полевое
описание главнейших типов горных пород; изучение и описание слоистости;
выяснение характера геологических границ; определение элементов залегания
геологических тел и границ; выявление и сбор ископаемых органических остатков;
определение относительного возраста горных пород; ведение дневника, анализ и
сопоставление полевых наблюдений: выявление тектонических структур, взаимоотношений между стратиграфическими подразделениями.
В результате проведения полевых работ должны быть представлены:
– полевые дневники;
– коллекции образцов горных пород и руд, окаменелостей и т. п.
3 этап: Камеральный этап практики
На третьем этапе проводится камеральная обработка материалов
по результатам полевых исследований. Подготовка
и защита отчета, включающего полевой дневник студента, отчет группы
(бригады), иллюстрированный фотографиями, картографический материал, таблицы
расчетов, графики.
Помимо ежедневной камеральной обработки собранных полевых
материалов в конце срока практики выделяется день на окончательную камеральную
обработку, оформление дневников, коллекций, вычерчивание графики и составление
отчетов по подробной схеме, выданной руководителем.
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Завершается практика составлением отчета,
представляемого студентами (один для каждой бригады) после камеральной
обработки всех материалов полевых измерений.
Отчет состоит из введения, нескольких основных
разделов, списка используемых источников и приложений.
Структура
отчета:
Завершением практики является индивидуальная сдача
дневника практики (сдается индивидуально) и составление отчета, представляемого
студентами (один для каждой бригады) после камеральной обработки всех
материалов полевых измерений.
Итоговый
отчет -
коллективный документ. В отчете должны быть представлены основные
параметры исследований по данному направлению, результаты исследования и
выводы. Отчет подписывают все члены группы. В отчет также могут входить карты,
схемы, профили, рисунки, фотографии и прочие материалы.
Форма отчета:
Отчет состоит из
введения, нескольких основных разделов, списка используемых источников и
приложений.
Во введении должны быть указаны задачи и
содержание практики, район, сроки проведения и выполнения топографических
работ, непосредственное участие студентов бригады в полевых работах и
камеральной обработке материалов измерений, а также кем составлен каждый раздел
отчета.
В разделе 1 отчета дается краткая физико-географическая
характеристика и геологическое строение (по литературным данным и личному
ознакомлению) местности, на которой проводятся работы.
В разделе 2 приводится краткая характеристика
приборов и ход работы
В разделе 3 составляется профиль местности по полученным результатам;
Обзор современных экзогенных геологических процессов:
выветривание, геологическая деятельность поверхностных вод (река Гамриозень), геологическая
деятельность морей (берег Каспийского моря)
Подробный физико-геологический очерк с описанием современных
геологических процессов,
Краткая общая характеристика геологического строения и полезных
ископаемых района
Заключение
Литература
Приложения.
Фотоотчет.
Мультимедийная презентация.
Отчет рекомендуется
иллюстрировать схемами, зарисовками и фотографиями, на которых могут быть
изображены приборы, рабочие моменты проведения отдельных измерений. Все
иллюстрации (в текстовой части и приложениях) должны иметь нумерацию и
наименование; в тексте на них должны быть ссылки.
Отчет необходимо сброшюровать,
снабдить титульным листом, оглавлением и перечнем использованных источников и приложениями.
Самостоятельная работа студентов на практике представляет собой очень
важную форму учебного процесса, поскольку весь материал наблюдений собирается
студентами самостоятельно. Учебно-методическое обеспечение осуществляется путем
проведения теоретических и практических занятий перед введением каждого нового
вида работ. После этого студенты работали самостоятельно, но их деятельность и
ее результаты регулярно контролировались и проверялись, в том числе путем
выполнения студентами промежуточных контрольных заданий. Некоторые виды работ,
требующие специальной квалификации, проводились при участии преподавателя до
самого конца практики.
Результаты
самостоятельной работы докладываются на конференции-семинаре с коллективным
обсуждением результатов.
Во время проведения практики применялось
следующее оборудование:
Учебно
– методические пособия:
Программа
практики. Географические атласы и карты.
Специальное оборудование:
Геологический компас,
рулетки, геологический молоток, фотоаппарат, рюкзаки, полевые дневники, планшеты для глазомерной съемки,
миллиметровка.
Руководитель
учебной практики
Магомедова А.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий