РП УП по Геологии



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Дагестанский государственный университет»
Институт экологии и устойчивого развития




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:
практики по получению первичных профессиональных умений и навыков 
(по геологии)


Кафедра рекреационной географии и устойчивого развития




Образовательная программа
05.03.02 - «география»

Профиль подготовки
«Рекреационная география и туризм»

Уровень высшего образования
Бакалавриат

Форма обучения
Очная








МАХАЧКАЛА – 2019




Рабочая программа учебной практики: практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (по Геологии) составлена в 2018 году в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 05.03.02 – География (бакалавриат) от «7» августа 2014г. № 955 .


Разработчик: кафедра рекреационной географии и устойчивого развития, Магомедова А.А., к.б.н., доцент

Рабочая программа дисциплины одобрена:
на заседании кафедры рекреационной географии и устойчивого развития  от «27» августа 2019г., протокол № 1

Зав. кафедрой ________________ Далгатов Х.Г.

На заседании методической комиссии Института экологии и устойчивого развития при ФГБОУ ВО ДГУ от «29» августа 2019 г., протокол № 1.

Председатель ________________ Теймуров А.А.

Рабочая программа дисциплины согласована с учебно-методическим управлением «31» августа 2019 г. _______________________















Аннотация программы учебной практики

Учебная практика входит в обязательный раздел основной образовательной программы бакалавриат по направлению 05.03.02 -«география» и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Учебная практика реализуется в Институте экологии и устойчивого развития кафедрой рекреационной географии и устойчивого развития.
Общее руководство практикой осуществляет руководитель практики от факультета, отвечающий за общую подготовку и организацию практики. Непосредственное руководство и контроль выполнения плана практики осуществляет руководитель практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры.
Учебная практика реализуется стационарным способом и проводится в окрестностях города Махачкалы.
Проведение практики осуществляется дискретно – путем чередования с теоретическими занятиями по дням недели.
Основным содержанием учебной практики является приобретение практических навыков: использования технических и программных комплексов подразделения; выполнения основных функций в соответствии с выполняемой работой; а также выполнение индивидуального задания для более глубокого изучения какого-либо вопроса профессиональной деятельности. А также выполнение индивидуального задания для более глубокого изучения какого-либо вопроса профессиональной деятельности.

Учебная практика нацелена на формирование следующих компетенций выпускника: профессиональных – ПК-6, ПК-10.
Объем учебной практики 1 зачетная единица, 36 академических часов.
Промежуточный контроль в форме зачета

1. Цели учебной практики
Целями учебной практики по «Геологии» являются закрепление и углубление теоретических знаний по курсу «Геология», изучение полевых методов, приобретение студентами практических навыков работы с геологическими приборами, и профессиональных компетенций при подготовке специалистов по направлению «География».

2. Задачи учебной практики
Задачами учебной практики по «Геологии» являются:
Ø  овладение методикой проведения полевых маршрутов,
Ø   ведение первичной документации (полевой дневник);
Ø  приобретение навыков полевых наблюдений и описание отдельных обнажений с составлением стратиграфической колонки геологического разреза;
Ø  умение работать с геологической картой;
Ø  изучение минералов и горных пород в полевых условиях (определение, описание, выяснение состава и генезиса);
Ø  усвоение правило отбора образцов;
Ø  оформление коллекции;
Ø  обучение приемам работы с горным компасом и изучение деформаций горных пород;
Ø  анализ выявленных геологических отрезков и палеогеографические реконструкции;
Ø  развитие геолого-географического мышления, умение выявлять и анализировать взаимосвязи, как между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной деятельностью человека;
Ø  привитие студентам навыков исследовательской работы.
Ø  Приобретение практических навыков: выполнения основных функций в соответствии с должностными обязанностями; работы с документацией; подготовка и защита отчета об учебной практике.

3. Тип, способ и форма проведения учебной практики
Тип учебной практики - учебная практика проводится в форме полевой практики по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Способы проведения учебной практики - учебная практика реализуется выездным способом.
Учебная практика проводится в дискретной форме: по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики.
Учебная практика проводится на учебно-полевой базе ДГУ на основе соглашений или договоров, или на кафедрах и в научных лабораториях ДГУ.

4. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате прохождения учебной практики к обучающегося формируются компетенции и  по итогам практики он должен продемонстрировать следующие результаты:

Код компетенции из ФГОС ВО
Наименование компетенции из ФГОС ВО
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
ПК-6
способностью применять на практике методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических исследований
Знает: методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических исследований
Умеет: применять на практике методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических исследований
Владеет: способностью применять на практике методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических исследований
ПК-10
способностью использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, а также участия в работе органов управления
Знает: практические навыки планирования и организации полевых и камеральных работ
Умеет: использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, участвовать в работе органов управления
Владеет: способностью использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, а также участия в работе органов управления; навыками организационно-управленческой деятельности

5. Место практики в структуре образовательной программы.
Учебная практика входит в обязательный раздел основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению 05.03.02 -«география».
Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Геология» с другими частями ОПОП определяется совокупностью общепрофессиональных компетенций, получаемых студентами в результате ее освоения.
Прохождение учебной практики базируется на знаниях, умениях и компетенциях студента, полученных при изучении основных предшествующих дисциплин: геологии, географии, физики, химии и биологии и раскрывает фундаментальные представления об общих проблемах твердой оболочки Земли.
В результате изучения данных дисциплин студенты приобретают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие успешно освоить учебную практику по основным задачам.
Для  географов  изучение основ геологии имеет исключительно важное и многоаспектное значение. Практика по геологии является необходимым логическим продолжением и важным этапом по закреплению и углублению полученных студентами теоретических знаний и методических навыков полевой работы и подготовке к последующим самостоятельным исследованиям.
Результаты прохождения учебной практики являются необходимыми и предшествующими для дальнейшего прохождения производственной (в том числе преддипломной) практики и выполнения выпускной квалификационной работы.

6. Объем практики и ее продолжительность.
Объем учебной практики 1 зачетная единица, 36 академических часов.
Промежуточный контроль в форме зачета
Учебная практика проводится на 1 курсе во 2 семестре в течение  1 недели.

7. Содержание практики.
Руководство практикой осуществляет руководитель от выпускающей кафедры, отвечающий за общую подготовку и организацию практики, и руководитель, назначаемый базой практики. Непосредственное руководство и контроль выполнения плана практики обучающегося осуществляется его научным руководителем.
Практика завершается подготовкой и защитой отчета по практике.
В начале практики обучающийся обязан получить задание на практику.

п/п
Разделы (этапы) практики
Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля
всего
Аудиторная
(контактная)
СРС
1
Подготовительный этап практики
предусматривает:
v    ознакомление с программой практики и техникой безопасности при проведении полевых исследований
v    инструктаж о порядке прохождения практики
v    ознакомление с требованиями к составлению отчета
v    Проверка приборов, ознакомление с приборами, производство нивелирных  проверок и изучение устройств
v    Работа студентов с оборудованием
v    получение индивидуального задания на практику и распределение заданий по бригадам

9
8
1
Полевой дневник.
Ежедневная камер. обработка
материала

Полевой этап практики
включает:
v    Выезд на полигон, осмотр местности и закрепление точек
v    Работа на полигоне, Измерение углов и расстояний полигона
v    Обработка результатов полевых измерений
21
18
3
Полевой дневник
Ежедневная камер. обработка
материала

Камеральный этап практики
предусматривает:
v    Обработка результатов полевых измерений
v    Подготовка дневников по практике
v    Составление отчета по практике.



Дневник полевой практики, Подготовка и защита отчета по практике

Конференция. Зачет
6
6

зачет

ИТОГО
36
32
4


8. Формы отчетности по практике.
В качестве основной формы и вида отчетности по практике устанавливается письменный отчет обучающегося и отзыв руководителя. По завершении практики обучающийся готовит и защищает отчет по практике. Отчет состоит из выполненных студентом работ на каждом этапе практике. Отчет студента проверяет и подписывает руководитель. Он готовит письменный отзыв о работе студента на практике.
Аттестация по итогам практике проводится в форме зачета по итогам защиты отчета по практике, с учетом отзыва руководителя, на выпускающей кафедре комиссией, в составе которой присутствуют руководитель практики ИЭУР, непосредственные руководители практики и представители кафедры.
Структура отчета:
Завершением геологической  практики является индивидуальная сдача дневника практики (сдается индивидуально) и составление отчета, представляемого студентами (один для каждой бригады) после камеральной обработки всех материалов полевых измерений.
Дневник практики - индивидуальный документ. В него вносятся данные, полученные в процессе работы, а также рисунки, фотографии, схемы. Записи в дневнике ведутся ежедневно на всем протяжении практики. Дневник должен иметь титульный лист, содержащий сведения об авторе.
Итоговый отчет - коллективный документ. В отчете должны быть представлены  основные параметры исследований по данному направлению, результаты исследования и выводы. Отчет подписывают все члены группы. В отчет также могут входить карты, схемы, профили, рисунки, фотографии и прочие материалы.
Форма отчета:
Отчет состоит из введения, нескольких основных разделов, списка используемых источников и приложений.
Во введении должны быть указаны задачи и содержание практики, район, сроки проведения и выполнения топографических работ, непосредственное участие студентов бригады в полевых работах и камеральной обработке материалов измерений, а также кем составлен каждый раздел отчета.
В разделе 1 отчета дается краткая физико-географическая характеристика (по литературным данным и личному ознакомлению) местности, на которой проводятся работы.
В разделе 2 приводится краткая характеристика приборов  и ход работы
В разделе 3 составляется профиль местности по полученным результатам.
Заключение
Литература
Приложения. Фотоотчет. Мультимедийная презентация.
Отчет рекомендуется иллюстрировать схемами, зарисовками и фотографиями, на которых могут быть изображены приборы, рабочие моменты проведения отдельных измерений. Все иллюстрации (в текстовой части и приложениях) должны иметь нумерацию и наименование; в тексте на них должны быть ссылки.
Отчет необходимо сброшюровать, снабдить титульным листом, оглавлением и перечнем  использованных источников и приложениями.


9. Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике.
9.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.
Код и наименование компетенции из ФГОС ВО
Планируемые результаты обучения
Процедура освоения
ПК-6

Знает: методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических и геохимических исследований
Умеет: применять на практике методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических исследований
Владеет: способностью применять на практике методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических исследований
Защита отчета.
Контроль выполнения индивидуального задания
ПК-10
Знает: практические навыки планирования и организации полевых и камеральных работ
Умеет: использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, участвовать в работе органов управления
Владеет: способностью использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, а также участия в работе органов управления; навыками организационно-управленческой деятельности
Защита отчета.
Контроль выполнения индивидуального задания

9.2. Типовые индивидуальные (контрольные) задания.

Перечень контрольных вопросов и заданий
Какими практическими умениями и навыками овладели за время  учебной практики?
   2.Какие виды работ получались у Вас и какие вызывали затруднения? Обратились ли с вопросами к преподавателю по ведению учебной практики?
   3.Какие теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий пригодились Вам на  учебно-полевой практике?
   4.Можете ли вы выделить наиболее важные первичные и вторичные минералы?
   5. В каком порядке производится комплексное описание точек по линии геологического  профиля?
   6. Как составляется геологическая карта?
   7. Как составляется геологический профиль?
   8. Какие выводы и предложения по улучшению организации учебно-полевой практики

9.3. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Оценивание уровня учебных достижений студента осуществляется в видетекущего и промежуточного контроля в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе обучения студентов Дагестанского государственного университета

Критерии оценивания защиты отчета по практике:
– соответствие содержания отчета заданию на практику;
– соответствие содержания отчета цели и задачам практики;
– постановка проблемы, теоретическое обоснование и объяснение её
содержания;
– логичность и последовательность изложения материала;
– объем исследованной литературы, Интернет-ресурсов, справочной и
энциклопедической литературы;
– использование иностранных источников;
– анализ и обобщение полевого (информационного) материала;
– наличие аннотации (реферата) отчета;
– наличие и обоснованность выводов;
– правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);
– соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления заявленным требованиям к оформлению отчета);
– отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Критерии оценивания презентации результатов прохождения практики
– полнота раскрытия всех аспектов содержания практики (введение,
постановка задачи, оригинальная часть, результаты, выводы);
– изложение логически последовательно;
– стиль речи;
– логичность и корректность аргументации;
– отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;
– качество графического материала;
– оригинальность и креативность.

10. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики.
а) Основная литература
1.                  Короновский, Николай Владимирович. Геология : учеб. для вузов / Короновский, Николай Владимирович ; Н.А.Ясаманов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2014, 2012, 2011, 2005. - 446 с. - (Высшее профессиональное образование). - Допущено УМО. - ISBN 5-7695-1968-1 : 220-00.
2.                  Практическое руководство по общей геологии : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по специальности 011100 "Геология" / [А.И.Гущин, М.А.Романовская, А.Н.Стафеев, В.Г.Талицкий]; под ред. Н.В.Короновского. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012, 2011, 2007. - 157,[1] с. - (Высшее профессиональное образование. Естественные науки). - Допущено УМО. - ISBN 978-5-7695-4555-9 : 135-41.
3.                  Короновский, Николай Владимирович. Общая геология : [учебник для студ. образоват. учреждений высш. проф. образования] / Короновский, Николай Владимирович. - М . : Академия, 2011. - 919-71.
           
б) Дополнительная:
1.                  Карлович, Игорь Анатольевич. Геология : учеб. пособие для вузов: [для естеств.-геогр. специальностей] / Карлович, Игорь Анатольевич. - М. : Акад. Проект: Трикста, 2005, 2004. - 702,[1] c. ; 21 см. - (Gaudemus). - ISBN 5-8291-0572-1 : 130-00. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ
2.                  Милютин, Анатолий Григорьевич. Геология : учеб. для вузов: [по направлениям "Технология геолог. разведки" и "Горное дело"] / Милютин, Анатолий Григорьевич. - М. : Высшая школа, 2004. - 412,[1] с. - ISBN 5-06-004531-5 : 350-00. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ
3.                  Геологический словарь : В 2-х т. Т. 1 : А-М / Гл. ред.: акад.К.Н.Паффенгольц; Ред. коллегия: Т.Н.Алихова. - 2-е изд., перераб. - М. : Недра, 1973. - 486 с. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1.                 1. eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: электронная библиотека / Науч. электрон. б-ка. –– Москва, 1999 – . Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
2.                 Moodle [Электронный ресурс]: система виртуального обучением: [база данных] / Даг. гос. ун-т. – Махачкала, г. – Доступ из сети ДГУ или, после регистрации из сети ун-та, из любой точки, имеющей доступ в интернет. – URL: http://moodle.dgu.ru/
3.                 Магомедова А.А. Электронный курс лекций по геологии. http://eor.dgu.ru/lectures/list
4.                 Образовательный сервер ДГУ http://edu.dgu.ru. Учебные курсы по «Геологии», размещенные на платформе Moodle ДГУ(edudgu@mail.ru) и на образовательном блоге ДГУ (geologdgu.blogspot.com)

11.Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Проведение полевой практики предусматривает следующие формы организации учебного процесса: вводная лекция, практические (полевые) занятия, лабораторные (камеральные) работы,  самостоятельную работу студентов.
Кроме этого могут использоваться методы (индивидуальные и групповые проекты, научные и студенческие конференции и проекты, технологии формирования опыта профес. и научно-исследовательской  деятельности: практика, научный семинар).
База практики обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и сертифицированными программными и аппаратными средствами защиты информации.
Рабочее место студента для прохождения практики оборудовано аппаратным
и программным обеспечением (как лицензионным, так и свободно распространяемым), необходимым для эффективного решения поставленных передстудентом задач и выполнения индивидуального задания. Для защиты (представления) результатов своей работы студенты используют современныесредства представления материала аудитории, а именно мультимедиа презентации.

12. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
Специальное оборудование:
 Геологический компас, рулетки, компасы, барометр-анероид, геологические молотки, фотоаппарат, рюкзаки, полевые дневники,  планшеты для глазомерной съемки, миллиметровка.
Учебно – методические пособия:
Пакет прикладных обучающих программ;
Видео – аудиовизуальные средства обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Лекции http://eor.dgu.ru/lectures_f/Лекции%20по%20геологии/ТЕМЫ%20ЛЕКЦИЙ.htm