МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего образования
«Дагестанский государственный университет»
Институт экологии и
устойчивого развития
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:
практики по получению
первичных профессиональных умений и навыков
(по геологии)
Кафедра
рекреационной географии и устойчивого развития
Образовательная программа
05.03.02 - «география»
Профиль подготовки
«Рекреационная география и туризм»
Уровень высшего образования
Бакалавриат
Форма обучения
Очная
МАХАЧКАЛА – 2019
Рабочая программа учебной практики:
практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (по Геологии)
составлена в 2018 году в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению
подготовки 05.03.02 – География (бакалавриат) от «7» августа 2014г. № 955 .
Разработчик:
кафедра рекреационной
географии и устойчивого развития, Магомедова А.А., к.б.н., доцент
Рабочая программа дисциплины одобрена:
на заседании кафедры рекреационной
географии и устойчивого развития от «27»
августа 2019г., протокол № 1
Зав. кафедрой ________________ Далгатов
Х.Г.
На заседании методической комиссии
Института экологии и устойчивого развития при ФГБОУ ВО ДГУ от «29» августа 2019
г., протокол № 1.
Председатель ________________
Теймуров А.А.
Рабочая программа дисциплины
согласована с учебно-методическим управлением «31» августа 2019 г.
_______________________
Аннотация программы учебной практики
Учебная практика входит в
обязательный раздел основной образовательной программы бакалавриат по
направлению 05.03.02 -«география» и представляет собой вид учебных занятий,
непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку
обучающихся.
Учебная практика реализуется в
Институте экологии и устойчивого развития кафедрой рекреационной географии и
устойчивого развития.
Общее руководство практикой
осуществляет руководитель практики от факультета, отвечающий за общую
подготовку и организацию практики. Непосредственное руководство и контроль
выполнения плана практики осуществляет руководитель практики из числа
профессорско-преподавательского состава кафедры.
Учебная
практика реализуется стационарным способом и
проводится в окрестностях города Махачкалы.
Проведение практики осуществляется дискретно –
путем чередования с теоретическими занятиями по дням недели.
Основным
содержанием учебной практики является приобретение практических навыков: использования технических и программных комплексов
подразделения; выполнения основных функций в соответствии с выполняемой
работой; а также выполнение индивидуального задания для более глубокого
изучения какого-либо вопроса профессиональной деятельности. А также выполнение
индивидуального задания для более глубокого изучения какого-либо вопроса
профессиональной деятельности.
Учебная практика нацелена на
формирование следующих компетенций выпускника: профессиональных – ПК-6, ПК-10.
Объем учебной практики 1 зачетная
единица, 36 академических часов.
Промежуточный контроль в форме зачета
1. Цели учебной
практики
Целями учебной
практики по «Геологии» являются закрепление и углубление теоретических знаний
по курсу «Геология», изучение полевых методов, приобретение
студентами практических навыков работы с геологическими приборами, и
профессиональных компетенций при подготовке специалистов по направлению «География».
2. Задачи учебной
практики
Задачами учебной практики по «Геологии» являются:
Ø овладение
методикой проведения полевых маршрутов,
Ø ведение первичной документации (полевой
дневник);
Ø приобретение
навыков полевых наблюдений и описание отдельных обнажений с составлением
стратиграфической колонки геологического разреза;
Ø умение
работать с геологической картой;
Ø изучение
минералов и горных пород в полевых условиях (определение, описание, выяснение
состава и генезиса);
Ø усвоение
правило отбора образцов;
Ø оформление
коллекции;
Ø обучение
приемам работы с горным компасом и изучение деформаций горных пород;
Ø анализ
выявленных геологических отрезков и палеогеографические реконструкции;
Ø развитие
геолого-географического мышления, умение выявлять и анализировать взаимосвязи,
как между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной
деятельностью человека;
Ø привитие
студентам навыков исследовательской работы.
Ø
Приобретение
практических навыков: выполнения основных функций в соответствии с должностными
обязанностями; работы с документацией; подготовка и защита отчета об учебной
практике.
3. Тип, способ и форма проведения учебной
практики
Тип учебной
практики - учебная практика проводится в форме полевой практики по получению
первичных профессиональных умений и навыков.
Способы проведения учебной практики - учебная
практика реализуется выездным способом.
Учебная
практика проводится в дискретной форме: по видам практик - путем выделения в
календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для
проведения каждого вида (совокупности видов) практики.
Учебная практика проводится на учебно-полевой
базе ДГУ на основе соглашений или договоров, или на кафедрах и в научных
лабораториях ДГУ.
4. Перечень
планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с
планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате прохождения учебной
практики к обучающегося формируются компетенции и по итогам практики он должен
продемонстрировать следующие результаты:
Код компетенции из
ФГОС ВО
|
Наименование
компетенции из ФГОС ВО
|
Планируемые
результаты обучения
(показатели
достижения заданного уровня освоения компетенций)
|
ПК-6
|
способностью применять на практике методы
физико-географических, геоморфологических, палеогеографических,
гляциологических, геофизических, геохимических исследований
|
Знает: методы физико-географических,
геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических,
геохимических исследований
Умеет: применять на практике
методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических,
гляциологических, геофизических, геохимических исследований
Владеет: способностью применять
на практике методы физико-географических, геоморфологических,
палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических
исследований
|
ПК-10
|
способностью использовать
навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, а также
участия в работе органов управления
|
Знает: практические навыки
планирования и организации полевых и камеральных работ
Умеет: использовать
навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, участвовать в
работе органов управления
Владеет:
способностью использовать навыки планирования и организации полевых и
камеральных работ, а также участия в работе органов управления; навыками
организационно-управленческой деятельности
|
5. Место практики в структуре
образовательной программы.
Учебная практика входит в обязательный раздел
основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению
05.03.02 -«география».
Логическая
и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Геология» с другими
частями ОПОП определяется совокупностью общепрофессиональных компетенций,
получаемых студентами в результате ее освоения.
Прохождение
учебной практики базируется на знаниях, умениях и компетенциях студента,
полученных при изучении основных предшествующих дисциплин: геологии, географии,
физики, химии и биологии и раскрывает фундаментальные представления об общих
проблемах твердой оболочки Земли.
В результате
изучения данных дисциплин студенты приобретают необходимые знания, умения и
навыки, позволяющие успешно освоить учебную практику по основным задачам.
Для географов
изучение основ геологии имеет исключительно важное и многоаспектное
значение. Практика по геологии является необходимым логическим продолжением и
важным этапом по закреплению и углублению полученных студентами теоретических
знаний и методических навыков полевой работы и подготовке к последующим
самостоятельным исследованиям.
Результаты
прохождения учебной практики являются необходимыми и предшествующими для
дальнейшего прохождения производственной (в том числе преддипломной) практики и
выполнения выпускной квалификационной работы.
6. Объем практики и ее продолжительность.
Объем учебной практики 1 зачетная
единица, 36 академических часов.
Промежуточный контроль в форме зачета
Учебная практика проводится на 1
курсе во 2 семестре в течение 1 недели.
7. Содержание практики.
Руководство практикой осуществляет руководитель от
выпускающей кафедры, отвечающий за общую подготовку и организацию практики, и
руководитель, назначаемый базой практики. Непосредственное руководство и
контроль выполнения плана практики обучающегося осуществляется его научным
руководителем.
Практика завершается подготовкой и защитой отчета
по практике.
В начале
практики обучающийся обязан получить задание на практику.
№
п/п
|
Разделы
(этапы) практики
|
Виды учебной работы, на практике включая
самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
|
Формы текущего контроля
|
||
всего
|
Аудиторная
(контактная)
|
СРС
|
|||
1
|
Подготовительный этап практики
предусматривает:
v
ознакомление с
программой практики и техникой безопасности при проведении полевых
исследований
v
инструктаж о
порядке прохождения практики
v
ознакомление с
требованиями к составлению отчета
v
Проверка приборов, ознакомление с приборами,
производство нивелирных проверок и
изучение устройств
v
Работа студентов с оборудованием
v
получение
индивидуального задания на практику и распределение заданий по бригадам
|
9
|
8
|
1
|
Полевой дневник.
Ежедневная камер.
обработка
материала
|
|
Полевой этап
практики
включает:
v
Выезд на полигон, осмотр местности и
закрепление точек
v
Работа на полигоне, Измерение углов и
расстояний полигона
v
Обработка результатов полевых измерений
|
21
|
18
|
3
|
Полевой дневник
Ежедневная камер.
обработка
материала
|
|
Камеральный этап
практики
предусматривает:
v
Обработка результатов полевых измерений
v
Подготовка дневников по практике
v
Составление отчета по практике.
|
|
|
|
Дневник полевой практики, Подготовка и защита отчета по
практике
|
|
Конференция. Зачет
|
6
|
6
|
|
зачет
|
|
ИТОГО
|
36
|
32
|
4
|
|
8. Формы отчетности
по практике.
В качестве основной формы и вида отчетности по практике
устанавливается письменный отчет обучающегося и отзыв руководителя. По
завершении практики обучающийся готовит и защищает отчет по практике. Отчет
состоит из выполненных студентом работ на каждом этапе практике. Отчет студента
проверяет и подписывает руководитель. Он готовит письменный отзыв о работе
студента на практике.
Аттестация по итогам практике проводится в форме зачета по
итогам защиты отчета по практике, с учетом отзыва руководителя, на выпускающей
кафедре комиссией, в составе которой присутствуют руководитель практики ИЭУР,
непосредственные руководители практики и представители кафедры.
Структура
отчета:
Завершением
геологической практики является
индивидуальная сдача дневника практики (сдается индивидуально) и составление
отчета, представляемого студентами (один для каждой бригады) после камеральной
обработки всех материалов полевых измерений.
Дневник
практики - индивидуальный документ. В него
вносятся данные, полученные в процессе работы, а также рисунки, фотографии,
схемы. Записи в дневнике ведутся ежедневно на всем протяжении практики. Дневник
должен иметь титульный лист, содержащий сведения об авторе.
Итоговый
отчет - коллективный документ. В отчете
должны быть представлены основные параметры исследований по данному
направлению, результаты исследования и выводы. Отчет подписывают все члены
группы. В отчет также могут входить карты, схемы, профили, рисунки, фотографии
и прочие материалы.
Форма отчета:
Отчет состоит
из введения, нескольких основных разделов, списка используемых источников и
приложений.
Во введении
должны быть указаны задачи и содержание практики, район, сроки
проведения и выполнения топографических работ, непосредственное участие
студентов бригады в полевых работах и камеральной обработке материалов
измерений, а также кем составлен каждый раздел отчета.
В разделе
1 отчета дается краткая физико-географическая характеристика (по
литературным данным и личному ознакомлению) местности, на которой проводятся
работы.
В разделе
2 приводится краткая характеристика приборов и ход работы
В разделе 3 составляется профиль
местности по полученным результатам.
Заключение
Литература
Приложения. Фотоотчет.
Мультимедийная презентация.
Отчет
рекомендуется иллюстрировать схемами, зарисовками и фотографиями, на которых
могут быть изображены приборы, рабочие моменты проведения отдельных измерений.
Все иллюстрации (в текстовой части и приложениях) должны иметь нумерацию и
наименование; в тексте на них должны быть ссылки.
Отчет
необходимо сброшюровать, снабдить титульным листом, оглавлением и перечнем использованных источников и приложениями.
9. Фонды оценочных
средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике.
9.1. Перечень
компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы.
Код и наименование компетенции из ФГОС
ВО
|
Планируемые
результаты обучения
|
Процедура
освоения
|
ПК-6
|
Знает: методы физико-географических,
геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических и
геохимических исследований
Умеет: применять на практике методы
физико-географических, геоморфологических, палеогеографических,
гляциологических, геофизических, геохимических исследований
Владеет: способностью применять на практике методы
физико-географических, геоморфологических, палеогеографических,
гляциологических, геофизических, геохимических исследований
|
Защита
отчета.
Контроль
выполнения индивидуального задания
|
ПК-10
|
Знает: практические навыки
планирования и организации полевых и камеральных работ
Умеет: использовать
навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, участвовать в
работе органов управления
Владеет:
способностью использовать навыки планирования и организации полевых и
камеральных работ, а также участия в работе органов управления; навыками
организационно-управленческой деятельности
|
Защита
отчета.
Контроль
выполнения индивидуального задания
|
9.2. Типовые индивидуальные
(контрольные) задания.
Перечень контрольных вопросов и заданий
Какими практическими умениями и
навыками овладели за время учебной
практики?
2.Какие виды работ получались у Вас и какие вызывали затруднения?
Обратились ли с вопросами к преподавателю по ведению учебной практики?
3.Какие теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий
пригодились Вам на учебно-полевой
практике?
4.Можете ли вы выделить наиболее важные первичные и вторичные минералы?
5. В каком порядке
производится комплексное описание точек по линии геологического профиля?
6. Как составляется
геологическая карта?
7. Как составляется
геологический профиль?
8. Какие выводы и предложения по улучшению организации учебно-полевой
практики
9.3.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений,
навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций.
Оценивание уровня учебных достижений
студента осуществляется в видетекущего и промежуточного контроля в соответствии
с Положением о
модульно-рейтинговой системе обучения студентов Дагестанского государственного
университета
Критерии оценивания защиты отчета по
практике:
– соответствие содержания отчета
заданию на практику;
– соответствие содержания отчета цели и
задачам практики;
– постановка проблемы, теоретическое
обоснование и объяснение её
содержания;
– логичность и последовательность
изложения материала;
– объем исследованной литературы,
Интернет-ресурсов, справочной и
энциклопедической литературы;
– использование иностранных источников;
– анализ и обобщение полевого
(информационного) материала;
– наличие аннотации (реферата) отчета;
– наличие и обоснованность выводов;
– правильность оформления (соответствие
стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);
– соблюдение объема, шрифтов,
интервалов (соответствие оформления заявленным требованиям к оформлению
отчета);
– отсутствие орфографических и пунктуационных
ошибок.
Критерии оценивания презентации результатов
прохождения практики
– полнота раскрытия всех аспектов содержания
практики (введение,
постановка задачи, оригинальная часть, результаты,
выводы);
– изложение логически последовательно;
– стиль речи;
– логичность и корректность аргументации;
– отсутствие орфографических и пунктуационных
ошибок;
– качество графического материала;
– оригинальность и креативность.
10. Перечень учебной литературы и ресурсов сети
«Интернет», необходимых для проведения практики.
а) Основная литература
1.
Короновский, Николай Владимирович. Геология
: учеб. для вузов / Короновский, Николай Владимирович ; Н.А.Ясаманов. - 2-е
изд., стер. - М. : Академия, 2014, 2012, 2011, 2005. - 446 с. - (Высшее
профессиональное образование). - Допущено УМО. - ISBN 5-7695-1968-1 : 220-00.
2.
Практическое руководство по общей геологии : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по
специальности 011100 "Геология" / [А.И.Гущин, М.А.Романовская,
А.Н.Стафеев, В.Г.Талицкий]; под ред. Н.В.Короновского. - 2-е изд., стер. - М. :
Академия, 2012, 2011, 2007. - 157,[1] с. - (Высшее профессиональное
образование. Естественные науки). - Допущено УМО. - ISBN 978-5-7695-4555-9 :
135-41.
3.
Короновский, Николай Владимирович. Общая
геология : [учебник для студ. образоват. учреждений высш. проф. образования] /
Короновский, Николай Владимирович. - М . : Академия, 2011. - 919-71.
б) Дополнительная:
1.
Карлович, Игорь Анатольевич. Геология : учеб. пособие
для вузов: [для естеств.-геогр. специальностей] / Карлович, Игорь Анатольевич.
- М. : Акад. Проект: Трикста, 2005, 2004. - 702,[1] c. ; 21 см. - (Gaudemus). -
ISBN 5-8291-0572-1 : 130-00. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ
2.
Милютин, Анатолий Григорьевич. Геология : учеб.
для вузов: [по направлениям "Технология геолог. разведки" и
"Горное дело"] / Милютин, Анатолий Григорьевич. - М. : Высшая школа,
2004. - 412,[1] с. - ISBN 5-06-004531-5 : 350-00. Местонахождение: Научная
библиотека ДГУ
3.
Геологический словарь : В 2-х т. Т. 1 : А-М /
Гл. ред.: акад.К.Н.Паффенгольц; Ред. коллегия: Т.Н.Алихова. - 2-е изд.,
перераб. - М. : Недра, 1973. - 486 с. Местонахождение: Научная библиотека ДГУ
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1.
1. eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]:
электронная библиотека / Науч. электрон. б-ка. –– Москва, 1999 – . Режим
доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
2.
Moodle
[Электронный ресурс]: система виртуального обучением: [база данных] / Даг. гос.
ун-т. – Махачкала, г. – Доступ из сети ДГУ или, после регистрации из сети
ун-та, из любой точки, имеющей доступ в интернет. – URL: http://moodle.dgu.ru/
4.
Образовательный сервер ДГУ http://edu.dgu.ru. Учебные курсы по «Геологии», размещенные на
платформе Moodle ДГУ(edudgu@mail.ru) и на образовательном блоге ДГУ (geologdgu.blogspot.com)
11.Перечень информационных
технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного
обеспечения и информационных справочных систем.
Проведение полевой практики предусматривает следующие формы организации
учебного процесса: вводная лекция, практические (полевые) занятия, лабораторные
(камеральные) работы, самостоятельную
работу студентов.
Кроме этого могут использоваться
методы (индивидуальные и групповые проекты, научные и студенческие конференции
и проекты, технологии формирования опыта профес. и
научно-исследовательской деятельности:
практика, научный семинар).
База практики обеспечена необходимым
комплектом лицензионного программного обеспечения и сертифицированными
программными и аппаратными средствами защиты информации.
Рабочее место студента для прохождения
практики оборудовано аппаратным
и программным обеспечением (как
лицензионным, так и свободно распространяемым), необходимым для эффективного
решения поставленных передстудентом задач и выполнения индивидуального задания.
Для защиты (представления) результатов своей работы студенты используют
современныесредства представления материала аудитории, а именно мультимедиа
презентации.
12. Описание
материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
Специальное оборудование:
Геологический компас,
рулетки, компасы, барометр-анероид, геологические молотки, фотоаппарат,
рюкзаки, полевые дневники, планшеты для
глазомерной съемки, миллиметровка.
Учебно – методические пособия:
Пакет прикладных обучающих программ;
Видео – аудиовизуальные средства
обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий