Содержание геолого-геоморфологической практики


СОДЕРЖАНИЕ 
ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКОЙ  ПРАКТИКИ



22.06. 2020 г.

 - Ознакомление с рабочей программой практики:
Учебная практика: практика по получению первичных профессиональных умений (геолого-геоморфологическая)

 - Ознакомление с техникой безопасности при проведении полевых исследований
Техника безопасности:
1.                  Перед выходом или выездом в поле студент должен ознакомиться с маршрутом, знать места повышенной опасности (Крутые повороты, подъемы, спуски, обвалы, оползни), знать источники получения воды для питья, основные населенные пункты.
2.                  В группе должен быть студент, обученный правилам первой помощи и у него должна быть аптечка.
3.                  Обувь должна быть удобной для перемещения в горной местности, запрещается выходить в поле на каблуках.
4.                  Во время пешеходного маршрута движение должно быть компактным, должна быть постоянная видимость или связь с группами.
5.                  Запрещается пить воду из непроверенных источников.
6.                  Запрещается купание в реках и водоемах без разрешения руководства.

 - Инструктаж о порядке прохождения практики;

 - Ознакомление с основными целями и задачами учебной практики;
Цель практики:
Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на занятиях по «Геологии с основами геоморфологии», а также научиться применять эти знания на практике; изучение полевых методов исследований; приобретение практических навыков полевых наблюдений, а также профессиональных компетенций, необходимых при подготовке специалиста по направлению «почвоведение».
Задачи практики:
Ø    овладение методикой проведения полевых маршрутов, рекогносцировки местности, введения первичной документации (полевой дневник) и камеральной обработки материала (отчет по практике);
Ø    знакомство и обучение работы с геологическим оборудованием (геологический молоток, шанцевый инструмент, геологическая лупа, перочинный нож, горный компас, рулетка, шагомер, капельница с соляной кислотой);
Ø    составление и умение работать с геолого-геоморфологической документацией (геологическая карта, геоморфологическая карта, стратиграфическая колонка, геологический разрез, геологический индекс, геоморфологический профиль);
Ø    усвоение правила отбора образцов, оформление коллекции, диагностика наиболее распространенных горных пород и окаменелостей;
Ø    ознакомиться с естественным строением и залеганием в природе горных пород. научиться различать горные породы и минералы;
Ø    ознакомиться с геологическим строением района: стратиграфией дочетвертичных (коренных) отложений и различных типов четвертичных образований, их литологией, условиями залегания, структурными взаимоотношениями;
Ø    ознакомиться с современными геологическими процессами, используя полевые методы исследований, научиться анализировать проявления геологических процессов, которые непосредственно влияют на формирование и сохранение почвенного покрова: типами эрозии и аккумуляцией постоянных и временных водных потоков, плоскостным смывом, деятельностью подземных вод, оползневыми процессами, заболачиванием, и др.;
Ø    изучить взаимосвязи геологических отложений с формами рельефа и генезису аллювиальных, пролювиальных, делювиальных, ледниковых и водно-ледниковых отложений, являющимися материнскими для образования почв;
Ø    ознакомить студентов с геоморфологией района, с составлением геоморфологической карты;
Ø    изучить в полевых условиях строение водоразделов, склонов, речных долин, пойм, оврагов и др. и на основании собранных данных построить геоморфологическую карту, где отражены формы, генетические типы рельефа и его возраст;
Ø    рассмотреть экологическую ситуацию района, связанную с деятельностью человека, которая существенно меняет окружающую среду, и мерами, направленными на ее охрану и восстановление;
Ø    во время экскурсий и с помощью анализа литературных источников углубить знания по общему представлению о геологическом строении и полезных ископаемых района исследования.

 - Ознакомление с планом полевых работ и с требованиями к составлению отчета

 - Подбор картографических и литературных источников по районам исследований

 - Получение индивидуального задания на практику (по району прохождения практики).

 - Закрепление теоретических знаний, полученных по курсу «Геологии с основами геоморфологии» (основные определения и терминология)

http://eor.dgu.ru/lectures_f/Электрон.лекц.%20Геология(почвовед)/ТИТУЛЬНЫЙ%20ЛИСТ.htm


 - Ознакомление с устройством и принципами работы основного геологического оборудования (рисунок, краткая характеристика и ход работы): геологический молоток, шанцевый инструмент, геологическая лупа, перочинный нож, горный компас, рулетка, шагомер, набор минералов шкалы Мооса.



23-25.06.2020 г.

Проведение рекогносцировки местности

Рекогносцировка местности представляет собой предварительное изучение территории. Ее целесообразно выполнять после выбора района по базовым картографическим источникам. При этом захватывается более обширная площадь, чем изучаемая территория.
Проведение рекогносцировки обеспечивает определение четких пределов района, который будет нанесен на карту. В ходе исследования территории у группы должно сформироваться представление о территории и особенностях ее ландшафта.
Рекогносцировочное обследование местности предполагает:
1) осмотр места полевых работ.
2) визуальная оценка рельефа.
3) описание имеющихся обнажений, горных пород и минералов.
4) описание водопроявлений (рек, родников, выходов подземных вод на поверхность).
5) описание внешних проявлений геологических процессов.
6) опрос местного населения о проявлении опасных геологических и инженерно-геологических процессов, об имевших место чрезвычайных ситуациях и др.

1 бригада

ФИО студента
Район прохождения практики
 бригадир
Махачкала






2 бригада

ФИО студента
Район прохождения практики
бригадир
Махачкала






Ознакомление с физико-географическим и геоморфологическим районированием Дагестана
 (общая характеристика, определить к какому району относится место прохождения практики)

Изучение геологического строения Дагестана
Чтение геологической карты, определяя основные геологические структуры с их элементами, как на поверхности земли, так и на глубине
(общая характеристика, перечислить какого возраста отложения имеют распространение в районе  прохождения практики)


26-27.06.2020 г.
Физико-географическая характеристика района прохождения практики
(по литературным данным и личному ознакомлению)

Определить географическое положение района
Дать характеристику геологического строения территории
Дать характеристику рельефа местности (геоморфология)
Дать описание водных объектов района (гидрография)
(прилагаются карты, схемы, фото)

Характеристику геологического строения территории необходимо дать по следующему плану:

1. Перечислить стратиграфические комплексы пород, которыми сложена территория.
2. Дать характеристику отдельных стратиграфических единиц от более древних к более молодым по плану:
v  литологический (петрографический состав) пород;
v  генезис пород;
v  границы стратиграфических подразделений;
v  в какой части территории породы выходят на дневную поверхность и какие формы рельефа слагают.
v  указать общие условия залегания стратиграфических подразделений района.

29.06. 2020 г.
Ознакомление с геологическими картами и их типологией
Использование Геологического индекса горной породы в стратиграфической колонке. Научиться расшифровать геологические индексы горной породы.

Изучение индексов генетических типов пород (элювиальный, хемогенный, биогенный, коллювиальный, солифлюкционный, делювиальный, аллювиальный, гляциальный, пролювиальный, флювиогляциальные, эоловый, техногенный)


30.06. 2020 г.
Определение возраста и генезиса осадочных пород по карте, по условным и буквенным обозначениям
Изучение геолого-литологического состава горных пород
Определение основных видов грунтов ( слоев) на геолого-литологических колонках и геологических разрезах с помощью условных графических обозначений
Усвоение условных графических обозначений характерных  литологических особенностей грунтов
Определение консистенции и степени влажности грунтов по условным графическим обозначениям 

2-3.07. 2020 г.

Освоение методикой построения геоморфологического (топографического)  профиля, как основу для составления геологического профиля
(приведена в блоге)
Построение профиля по линии I изображенной на топографической карте (см. стр. блога)
Построение геоморфологического профиля местности по заданной на физической карте Дагестана линии
I-I,  , используя шкалу высот. (см. стр. блога)


4.07. 2020 г.
Овладение принципами и порядком построения геологических профилей, по геологическим разрезам, позволяющим изображать отложения, которые не выходят на дневную поверхность и присутствие которых определяется разведочными выработками и геофизическими методами
Овладение методикой построения геологических профилей по карте, не имеющей высотных характеристик
Овладение методикой построения геологических профилей по описаниям буровых скважин

5-6.07.2020 г.
Построение геологического профиля  по заданной на геологической карте Дагестана линии I-I (приняв за основу геоморфологический профиль), с нанесением литологического состава горных пород и составлением стратиграфической колонки 

7-8.07.2020 г.
Анализ проявления геологических процессов (эндогенных и экзогенных) в районе прохождения практики, непосредственно влияющие на формирование и сохранение почвенного покрова: типами эрозии и аккумуляцией постоянных и временных водных потоков, плоскостным смывом, деятельностью подземных вод, оползневыми процессами, заболачиванием, и др.;
Описание внешних проявлений геологических процессов.
(водопроявлений (рек, родников, выходов подземных вод на поверхность).

Особенности геологического строения речных долин

водоразделов, склонов, пойм, оврагов и др.
(формы, генетические типы рельефа и его возраст).

9-10.07.2020 г.
Разнообразие минералов и горных пород Дагестана и сферы их применения
Минерально-сырьевые ресурсы на территории исследуемого района (полезные ископаемые и сферы их применения)

11.07.2020 г.
Анализ экологической ситуации района, связанную с деятельностью человека
Описание проявлений опасных геологических и инженерно-геологических процессов, об имевших место чрезвычайных ситуациях и др.


2 комментария:

 Лекции http://eor.dgu.ru/lectures_f/Лекции%20по%20геологии/ТЕМЫ%20ЛЕКЦИЙ.htm